Оценка профессиональных рисков, что нужно знать работодателю?

Оценка профессиональных рисков, что нужно знать работодателю?

Нужно ли проводить оценку профессиональных рисков?

После всеобщей проведенной специальной оценки условий труда на рабочих местах, все большую популярность начинает набирать оценка профессиональных рисков.

Минтруд и инспекция по труду все чаще ведут на эту тему дискуссии, тем самым подготавливая работодателей к новому этапу предупреждения и снижения уровня травматизма и профзаболеваний на рабочих местах.

С 2017 года инспекция по труду уже использует риск-ориентированный подход в проведении плановых проверок работодателей. Дискуссии о проведение оценки профессиональных рисков все чаще звучат на семинарах, выставках, но не смотря на то, что существую разные мнения о необходимости проведения оценки рисков, один из пунктов ст. 212 Трудового Кодекса РФ обязывает работодателя ознакомить работника о рисках повреждения здоровья на рабочем месте.

В 2018 году Минтрудом разработан проект Федерального Закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)» (далее – Законопроект), который вносит глобальные изменения в раздел X Трудового Кодекса РФ.

В данном законопроекте уже делается больше акцент на оценку профессиональных рисков. Например, пункт ст. 212 процитированный выше, уже обязывает работодателя ознакомить работника о существующем профессиональном риске (ст. 214 законопроекта). А ст. 215.2 Законопроекта дает право работнику на получение актуальной и достоверной информации о существующем профессиональном риске и его уровне.

Итак, какие документы обязывают и предусматривают проведение оценки профессиональных рисков?

Основанием, для проведения оценки профессиональных рисков являются:

1. Трудовой кодекс ТК РФ:

  • статья 212 включает обязанности работодателя по информированию работников о наличии рисков;

  • статья 19 наделяет права работника на получение информации о наличии риска причинения здоровью.

2. Приказ Минтруда России от 19.08.2016 N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда" (далее – Приказ 438):

  • пункт 33 Приказа 438 определяет последовательность реализации мероприятий по оценке профессиональных рисков;

  • пункт 35 Приказа 438 определяет типовой перечень опасностей, подлежащих оценке;

  • пункт 39 Приказа 438 определяет меры по снижению уровня профессиональных рисков.

3. Приказ Роструда от 21.03.2019 N 77 "Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда".

  • пункт 14 Приказа 77 определяет порядок проверки инспектором по труду организованной работодателем процедуры управление профессиональными рисками.

Как осуществляется оценка профессионального риска?

При осуществлении процедуры оценки профессиональных рисков, рекомендуется придерживаться пункта 33 типового положения по охране труда.

Первым этапом необходимо определить опасности на рабочих местах.

Типовой перечень опасностей можно взять из Типового Положения, но не стоит ограничиваться только им. Важно выявить все опасности на рабочем месте, которые могут предоставлять угрозу жизни и здоровью работника.

Данные процесс требует внимательного подхода, опыта и хороших знаний нормативных документов в области охраны труда, пожарной и электробезопасности.

После выявления всевозможных опасностей необходимо их оценить, то есть определить, какова вероятность их наступления и тяжесть последствия. В настоящее время существуют множество методик по оценки рисков, например: ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011, ГОСТ 12.0.230.4-2018 или популярный метод Файна-Кинни.

Все оцененные риски подлежат управлению. Для эффективного управления рисками необходимо разработать меры, направленные на снижение вероятности возникновения нежелательных последствий, а в случае их возникновения уменьшение причинения вреда.

Такими мерами могут быть:

  • по возможности исключить опасную работу, если она представляет серьезную угрозу жизни работника или заменить ее на менее опасную;

  • усовершенствование производственного процесса, автоматизация;

  • проведение технических и инженерных работ по минимизации возникновения выявленных опасностей;

  • применение средств индивидуальной защиты;

  • проведение регулярного контроля за состоянием здоровья работников;

  • страхование профессионального риска и т.д.

По результатам реализуемых мероприятий, необходимо провести повторную оценку значимых рисков, с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению.

Рекомендации по оценке профессиональных рисков:

  1. Оценка профессиональных рисков проводится по разработанной процедуре;
  2. Процедуре выявлении опасностей необходимо уделить особое внимание, так как в случае наступление несчастного случая, связанного с не выявленной опасностью, инспектором по труду может быть сделан вывод, о то, что процедура оценки рисков проведена не в полном объеме, следовательно, работодатель может быть привлечен к административной ответственности по п. 5.27.1 КоАП РФ;
  3. Целесообразно доверить оценка профессиональных рисков, специалистам, имеющим опыт работы в данной сфере.
Преимущества работы с нами:

  • Большой опыт работы, детальный подход к оценки профессиональных рисков;

  • Различные методы оценки, в том числе разработанные нашими экспертами;

  • Полноценный отчет, с предоставлением всех необходимых документов, для дальнейшего самостоятельного управления рисками;

  • Гарантия за результат.

Стоимость оценки профессиональных рисков на предприятии

Услуги по оценке профессиональных рисков


Для получения консультаций эксперта по вопросам оценки профессиональных рисков свяжитесь с нами по телефону +7 (495) 391-58-00 или отправить сообщение на электронный адрес: info@otub.ru


Заказать звонок

Укажите свой контактный телефон, и мы перезвоним вам в
течении 5 минут
 
Отправить заявку
Прикрепить свои файлы